ЛЕДЕНЯЩИЙ ХОЛОД

Фрагмент из журнала OMEGA Lifetime, выпуск Winter Edition

Текст : РОБЕРТ РАЙАН
Фото :ЭНДИ БАРТЕР

Хронометр OMEGA, выдержавший множество испытаний низкими температурами, подтвердил свой легендарный статус и не дает сбоев, даже когда от холода отказывает электроника.

Чуть больше десятилетия назад две команды, британская и норвежская, решили воссоздать прославленное состязание Роберта Скотта и Руаля Амундсена – гонку к Северному полюсу.

Для большей исторической достоверности участники обеих команд должны были носить такую же одежду и пользоваться таким же снаряжением – вплоть до невероятно тяжелых саней, – что и отважные предшественники, отправившиеся на ледовый континент в 1910 году, чтобы на следующий год покорить Южный полюс. Отличие было одно – место проведения экспедиции. Ввоз собак в Антарктиду запрещен ради сохранения ее природной среды. Поэтому решено было проложить аналогичный маршрут в Гренландии. Заметно отличался и подход двух команд к мероприятию. Вечером накануне старта норвежцы, проверив снаряжение, накормив ездовых лаек и смазав полозья саней, рано легли спать. Англичане спокойно сидели в баре. По воспоминаниям руководителя группы, бывшего военного Брюса Пэрри, они твердо знали, что старинные часы их врача Рори О’Коннора помогут им проснуться вовремя: "Мы привыкли просыпаться по 10-секундному сигналу будильника его часов 1911 года. Путешествие начиналось в восемь утра, а будильник мы поставили на пять, чтобы быть готовыми начать движение, едва будет подан сигнал к старту, однако все утро провалялись в постелях, потому что в десять минут первого ночи часы Рори замерзли". Они проспали: жестокий мороз одержал первую победу над людьми. Первую, но не последнюю. (К слову, норвежцы выиграли. Снова.) Этот случай показал, как опасно для полярных исследователей и путешественников (а также для всех, кто зимой пересекает границу вечных снегов и забирается в экстремально высокие широты) полагаться на любую технику, даже на обычные часы, не предназначенную специально для работы при низких температурах. Если бы британская команда пользовалась цифровыми или кварцевыми часами, кто-нибудь заметил бы поломку, поскольку чувствительность электронных схем к холоду общеизвестна. Камеры, компьютеры и мобильные телефоны болезненно реагируют на резкое охлаждение. Каждая цепь – это сложная система компонентов из разных материалов, которые по-разному расширяются и сжимаются, создавая напряжение. Кроме того, сопротивление некоторых компонентов, в том числе литий-ионных батареек, резко возрастает при падении температуры. Батарейка, имеющая стопроцентную емкость при +27 °C, сохраняет ее лишь на 50% при -18 °C. Полярный исследователь Бен Сондерс повторил путь Скотта к Южному полюсу в 2013-2014 годах и убедился, что электроника "не дружит" с морозом. "Условия в Заполярье настолько суровы, что многие электронные приспособления могут утратить свою надежность, и в первую очередь это касается устройств с LCD-экранами, – сказал он. – В морозные дни у нас возникали проблемы с GPS-оборудованием".

"Дело в том, что большинство полупроводников, используемых в электрических цепях, имеют так называемую температуру вымораживания, ниже которой перестают работать".

Внутренние компоненты смартфонов, ноутбуков и GPS-навигаторов могут быть сильно повреждены и даже физически разрушены (при низкой температуре пластик становится очень хрупким). При сильных перепадах температур эти устройства страдают от конденсации влаги, что также губительно сказывается на их функциональности. Поэтому производители мобильных телефонов указывают интервал рекомендуемой температуры эксплуатации. Samsung обещает отличную работу своих моделей в условиях от -20 до +50 °C, а диапазон комфортных температур для устройств Apple 0-35 °C. Дело в том, что большинство полупроводников, используемых в электрических цепях, имеют так называемую температуру вымораживания, ниже которой перестают работать. Согласно информации с сайта extremetemperatureelectronics.com (адресованного инженерам и техническим специалистам, работающим при температурных максимумах и минимумах), существует также опасность разрушения материала полупроводника,приводящего к неустранимой поломке. Возможно, старые добрые механические часы с ручным заводом тоже подвержены этим опасностям? По одной из версий, в механизме часов врача британской команды из-за сильной стужи в палатке загустела смазка. Ведь точки контакта со смазкой являются самыми уязвимыми местами часового механизма. Смазочный материал большинства часов застывает при -30 °C, но загустеть, как известно, может уже при -20 °C. Именно поэтому в специальных сериях часов OMEGA используются смазочные масла особого типа, не замерзающие при морозах от -40 до -55 °C. Другая версия заключается в сжатии металлических деталей часов из-за холода, вызвавшем перекос механизма. Шестерни с малым крутящим моментом останавливаются легче имеющих сильный крутящий момент. Как бы то ни было, команда Брюса Пэрри убедилась, что остановившиеся часы могут привести к беде.

Журнал OMEGA Lifetime провел следующий тест. Часы OMEGA охладили до -70 °C, поэтапно снижая температуру на 5 °C, а затем вернули в нормальную температуру среды. Для эксперимента была выбрана модель Seamaster Planet Ocean 600M Co-Axial Master Chronometer.

Чтобы получить право называться профессиональным хронометром, модель должна пройти серию строгих тестов, подтвержденных и сертифицированных Швейцарским федеральным институтом метрологии (METAS). В ходе тестов часы тщательно испытывают на устойчивость, в том числе к воздействиям магнитных полей, различных температур и воды, а также проверяют среднесуточную точность хода. Тестам предшествует внутреннее освидетельствование на соответствие требованиям и стандартам, в ходе которого механизм охлаждается до -20 °C. После получения сертификата METAS часы Seamaster поместили в особую холодильную камеру, температура в которой постепенно снижалась от комнатной до -70 °C. На заводную головку часов был установлен микрофон, чтобы следить за работой механизма по мере охлаждения воздуха. Через четыре часа при -70 °C часы вернули в комнатную температуру. Как и следовало ожидать, в экстремальном холоде часы остановились. Смазочное масло загустело, а затеми застыло задолго до -70 °C (анализ и обработка подробных данных продолжались на момент передачи этой статьи в печать). Специалистов, однако, интересовало, будет ли обратимым эффект воздействия аномально низкой температуры. Результаты показали, что масло, используемое в часовом механизме, не разрушилось и вернулось в норму, снова оказавшись в рекомендованном диапазоне температур. Более того, побывав в экстремальных условиях, часы прошли строжайшие тесты METAS. Этот процесс был повторен с другими хронометрами Seamaster с тем же результатом – пребывание в сверххолодной среде не повреждало механизм, что совершенно не гарантировано в случае электронных систем. Аналоговый мир берет реванш! Компания OMEGA не впервые ставит такого рода эксперимент, поскольку осуществляет многолетнюю программу низкотемпературного тестирования. Десятилетия загадок и недомолвок окружают проект "Аляска" – настоящую "Зону 51" в мире измерения времени.

"Компания OMEGA осуществляет многолетнюю программу низкотемпературного тестирования. Десятилетия загадок и недомолвок окружают проект "Аляска" – настоящую "Зону 51" в мире измерения времени".

СЕРТИФИЦИРОВАНО ДЛЯ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ

В 1964 году молодой инженер в области аэрокосмической техники, сотрудник НАСА Джеймс Раган получил задание разработать программу проверки работоспособности различных часов в экстремальных условиях космического полета (например, при высадке на Луну). Раган обратился в компании-производители с просьбой предоставить хронографы, в том числе в OMEGA.

Предложенная Раганом программа испытаний включала серию тестов. Часы подвергались воздействию высоких температур, давления, влажности, атмосферы чистого кислорода, а также ударным воздействиям, перегрузкам при ускорении, резкому переходу в условия вакуума, вибрациям и акустическим помехам и, среди прочего, низким температурам (очень часто в сочетании с другими воздействиями, например высоким давлением). Во время температурных испытаний хронометры четыре часа выдерживали при -18 °C, затем отогревали до нормальной температуры, тестировали и повторно проверяли на соответствие сертификационным стандартам (тесты схожи со строжайшими испытаниями OMEGA Lifetime, описанными выше). Однако температура -18 °C не кажется экстремальной по сравнению с параметром теста OMEGA Lifetime. Поверхность Луны может остывать до -200 °C, температура на экваторе Марса опускается до -90 °C (на полюсах до -125 °C), и даже на ночной стороне орбитального корабля бывает -100 °C. Для сравнения: зафиксированный в Антарктиде температурный рекорд составляет -89,2 °C; для жителей сибирского города Верхоянска в январе является нормой лютый мороз -45 °C, а среднийпоказатель для вершин Эвереста в том же месяце составляет -36 °C, а иногда доходит до -60 °C. (Следует, однако, учесть, что в реальности наручные часы едва ли окажутся в столь суровой среде. Тепло тела и одежда человека обеспечивают для них более комфортные условия, как бы низко ни опустился столбик термометра.) Часы Speedmaster уже доказали, что выдерживают -18 °C. В 1956 году часы этой модели провели несколько часов за бортом канадского самолета Douglas DC-6B, летевшего полярной трассой из Эдмонтона в Амстердам. Рейс проходил на высотах до 5300 метров, где температура может опускаться ниже -18 °C. В аэропорту Схипхол КВС и наземная команда проверили часы и убедились, что они превосходно функционируют. Ответ на вопрос о выборе показателя низкой температуры для тестов НАСА мы получим в следующем году, когда OMEGA и Смитсоновский институт обнародуют результаты своих исследований в ходе революционного тестирования часов, проведенных в 1960-е годы. Уже сейчас мы знаем точно: только часы OMEGA Speedmaster прошли все тесты Рагана, причем блестяще, и 1 марта 1965 года получили сертификат допуска НАСА к участию "во всех пилотируемых космических полетах".

Интересный факт: НАСА не заказывало разработку особых часов для космических экспедиций. Будущие "лунные часы" – Moonwatch – были "готовым коммерческим продуктом": та же самая модель предлагалась и потребителям.

Однако еще до миссии "Аполлон-11" 1969 года, когда Speedmaster стали первыми часами, побывавшими на Луне, и Нил Армстронг и Базз Олдрин впервые ступили на ее поверхность, OMEGA решила дополнительно усовершенствовать хронометры, официально одобренные НАСА, и создать настоящие космические часы. Впервые работая в непосредственном контакте с Джеймсом Раганом, инженером и руководителем всех тестовых программ НАСА, компания развернула секретный проект "Аляска", название которого с годами породило определенные заблуждения. В космосе очень холодно, на Аляске тоже достаточно холодно, но не это предопределило выбор названия. В то время это было просто кодовое слово для внутреннего употребления в OMEGA (для всех секретных проектов). Его использование должно было гарантировать тайну, поскольку крайне важно, чтобы конкуренты компании (особенно американские) не узнали, что OMEGA напрямую сотрудничает с военными и выполняет спецзаказ на космические часы. Проект "Аляска" был не единичным, а представлял собой серию из четырех этапов, начавшуюся в 1969 году. Первый этап был реализован в эпоху регулярных высадок на Луну (и настойчивого стремления НАСА прилуниться на теневую, обратную сторону спутника Земли). На этом этапе были созданы первые в мире часы в корпусе из полированного титана. В 1970 году выпускается выдающаяся новая версия прототипа космических часов Speedmaster Professional – с укрупненным защитным кожухом из красного алюминия, похожим на бублик. Алюминий, отличающийся низкой теплопроводностью, был призван защитить механизм от переохлаждения и перегрева, а красное покрытие – от излучения определенной длины волны. При надетом кожухе часы выдержали бы температуру окружающей среды от -148 до +260 °C – колоссальный рабочий интервал. Эта модель также имеет белый циферблат для отражения теплового излучения и длинный белый ремешок с застежкой Velcro, который можно надеть поверх объемного скафандра.

Однако всеобщий интерес к Луне постепенно пропал. В декабре 1970 года НАСА отменило 18-20-ю миссии "Аполлона" из-за недостатка финансирования. Часы для теневой стороны Луны больше не были нужны, проект свернули, и OMEGA Speedmaster Moonwatch остались единственными сертифицированными наручными часами для космических полетов.

Однако в 2008 году компания представила модель Speedmaster Professional Alaska Project с калибром 1861 ограниченным выпуском в 1970 экземпляров – в честь года ее создания. Как и оригинальная версия, часы Alaska Project Limited Edition комплектуются красным наружным корпусом и дополнительным длинным белым ремешком. Сегодня эта редкая модель пользуется большим интересом коллекционеров. У НАСА был список других миссий, требовавших идеального хронометража, в том числе по изучению нашей планеты. "Скайлэб" (1973–1979) – первая орбитальная космическая станция – размещала разнообразное научно исследовательское оборудование, в том числе камеру для съемки земной поверхности (ETC). Это была камера высокого разрешения с пятидюймовой пленкой и 18 дюймовым объективом, способная делать черно белые, цветные и инфракрасные снимки Земли. В рамках второй фазы сотрудничества с НАСА – проекта "Аляска II" (стартовал в 1972 году) – OMEGA создавала и всесторонне тестировала специальные приборы с камертонным механизмом для временного кодирования срабатывания фотокамеры. Все официальные фотографии ETC имеют наложенное изображение часов, на котором вы можете увидеть логотип OMEGA. Параллельно продолжалисьсекретные работы над прототипом космических часов на основе Speedmaster Professional. Проект "Скайлэб" имел продолжение в виде программы космических кораблей многоразового использования "Спейс Шаттл", в котором участвовала компания OMEGA. В рамках программы "Шаттл" фотографирование и выход в открытый космос должны были стать рутинными процессами, и точный, удобный хронометр становился обязательной частью снаряжения астронавтов. OMEGA изготовила для НАСА еще одну партию инновационных прототипов, в том числе на основе камертонного механизма, который был задействован в фотокамере ETC. В ходе проекта "Аляска IV" компания создала модифицированные версии модели Speedmaster с LCD дисплеями и предоставила космическому агентству двенадцать сертифицированных для космических полетов часов Speedmaster Professional Quartz с опорным генератором ST186.0004 для проверки в реальных условиях эксплуатации. НАСА решило заново протестировать Speedmaster Professional, и снова часы с честью выдержали испытание. Повторная сертификация для использования на кораблях "Спейс Шаттл" была успешно пройдена, и в конце 1978 года НАСА получило первую партию из 56 экземпляров. Казалось, дальнейшие улучшения невозможны.

"У НАСА был список других миссий, требовавших идеального хронометража, в том числе по изучению нашей планеты".

Однако у совершенства нет пределов, и исследования ведутся по сей день. В 1998 году OMEGA подарила нам Speedmaster X‑33 в титановом корпусе с кварцевым механизмом – часы, которые до сих пор регулярно отправляются на МКС, непосредственный итог научных и технических наработок проектов "Аляска I–IV". На этапе разработок модель получила неофициальное название "Марс" в честь очередной масштабной цели НАСА. Тем не менее в течение нескольких десятилетий освоения космического пространства только часы Speedmaster Professional были сертифицированы НАСА для использования в открытом космосе. Это не значит, что X‑33 или другая подобная модель не смогла бы выдержать температурные перепадыв 110 °C (от +20 °C днем до -90 °C, вполне обычных ночью) и жестокие пылевые бури на Марсе. В конце концов, не кто иной, как Джеймс Раган, руководитель исторической тестовой программы НАСА, которой мы обязаны появлением "лунных часов" Moonwatch, сказал: "Я верю, что участникам всех будущих пилотируемых миссий нужен будет персональный хронограф. Я также убежден, что, когда первый астронавт ступит на марсианскую поверхность, у него на запястье будет хронограф OMEGA". Это слова человека, который когда‑то выбрал Speedmaster в качестве космических часов. С таким специалистом не поспоришь.

ICE COLD

An extract from OMEGA Lifetime Winter Edition


By ROBERT RYAN
Photographed by  ANDY BARTER


Tried and tested under sub-zero conditions where electronics would often falter and freeze, a mechanical Omega watch remains a testament to time.

Just over a decade ago, two teams – one British, one Norwegian – were recruited to try and recreate the famed ‘Race to the Pole’ between Robert Scott and Roald Amundsen.

For added authenticity, both teams would be wearing the same clothes and using identical equipment, right down to back-breakingly heavy sleds, as did the brave men who went south to the white continent in 1910 for the assault on the Pole late the following year. There was one big difference, however – the venue. Dogs are no longer allowed to set paw on Antarctica, so a similar course was mapped out in Greenland. The teams differed markedly in their approach to the race. The night before the outset, the Norwegians checked their gear, fed the huskies, re-sharpened the runners on their sleds and got an early night. The British stayed in the bar. As ex-commando and team leader Bruce Parry recalled, they relied heavily on medic Rory O’Connor’s antique timepiece to make sure they were up in time: “Our wake-up normally consisted of Rory's 1911 alarm clock's 10-second ring waking him up. The actual race started at 8 a.m. and we set the alarm for 5 a.m. to get ourselves ready for a push-off on the second of race start time… but a lie-in was the order of the day as Rory's alarm froze at ten past midnight.” They had overslept: the bitter cold had scored its first victory over the humans. It wouldn’t be the last. (Incidentally, the Norwegians won. Again.) The incident demonstrates the perils of explorers and adventurers to the Poles (or indeed anyone venturing above the snow line or to extreme latitudes in winter) relying on any machinery, even a humble clock, which is not designed to operate at low temperatures. Had Team GB used a digital clock, or even a quartz watch, one could understand the malfunction, as electronic circuits are notoriously susceptible to the cold. Cameras, computers and mobile phones are equally upset by a sudden chill. The complex array of components of varying materials, in even a single circuit, all expand and contract at different rates, setting up stresses, plus some components’ resistance – including Lithium-Ion batteries – increase dramatically as the temperature drops. A battery that provides 100 percent capacity at 27°C/80°F will typically deliver only 50 percent at -18°C/0°F. Polar explorer Ben Saunders walked Scott’s route to the South Pole in 2013-14 and he found that electronics and cold aren’t happy bedfellows. “The polar regions are so extreme that a lot of electronic gadgets can be unreliable, certainly things with LCD screens,” he has said. “On very cold days, we had problems with GPS units.”

"This is partly because most semiconductors used in circuits have what is known as a ‘freeze out’ temperature, below which they simply don’t work."

Components inside smartphones, laptops and GPS units can be permanently damaged, possibly even physically cracking (plastics become very brittle at low temperatures) and these devices are highly vulnerable to condensation if they experience a broad range of temperatures, which again could be fatal to the functioning of the device. This is why mobile phone companies have a range of recommended operating temperatures – Samsung says its mobiles are good for -20°C/-4°F to +50°C/122°F and Apple says that its iPads should stay in their comfort zone of the 0-35°C/32-95°F range. This is partly because most semiconductors used in circuits have what is known as a ‘freeze out’ temperature, below which they simply don’t work. According to the website extremetemperatureelectronics.com (which is aimed at engineers/technicians working at the far ends of the temperature range), decomposition of the semiconductor material is also a risk, again leading to irreversible damage. But shouldn’t an old-fashioned wind-up alarm clock behave better than that? Was it possible that, at the low temperatures prevailing in the GB team’s tent, it could have ground to a halt because the lubricant oil in the movement became too viscous? After all, the points of contact with oil are the most vulnerable part of a watch movement. The freezing point of most watch lubricants is -30°C/ -22°F. But it is well known that thickening can be expected from -20°C/-4°F. This is why for special edition watches OMEGA uses a specific type of oil that does not freeze until between -40°C/-40°F and -55°C/-67°F. Another possibility was that the contraction of metal components might have caused distortion. Cogs that turn with low torque could stop more easily than those with stronger torque. Whatever the reason, as Bruce Parry found out, a stopped clock can spell disaster.

OMEGA Lifetime commissioned a test where an OMEGA watch was taken down to -70°C/-94°F in increments of five degrees Celsius and then returned to normal ambient temperature to see if it emerged unscathed. The watch chosen was the Seamaster Planet Ocean 600M Co-Axial Master Chronometer.

To qualify as a Master Chronometer this model must pass a stringent series of tests approved and certified by the Swiss Federal Institute of Metrology (METAS), which interrogates the timepiece for resistance to variables including magnetic fields, temperature and water resistance, as well as testing average daily precision. Before that, during internal homologation, the movement is taken down to -20°C/-4°F. Once METAS certified, the Seamaster was inserted into a special cooler which took the temperature down from room temperature to -70°C/-94°F in increments of -5 degrees Celsius. A microphone was attached to the watch head to monitor the function as the temperature plummeted. After four hours at -70°C/-94°F, the watch was brought back to room temperature. It was no surprise that the watch stopped working at the lowest extreme. As expected, the oil coagulated and then froze well before -70°C/-94°F (the detailed data is still being analysed and processed as we go to press). But what the observers were also interested in was whether the effects of such a low, highly unnatural temperature were reversible. The results confirmed that the oil used in the watches did not deteriorate and functioned normally once it was back within its recommended operating temperature range. Furthermore, even though the watch had been subjected to such an extreme environment, once re-warmed it still passed the exacting METAS tests. This whole process was repeated with other Seamaster Master Chronometers and the result was always the same – life in the freezer did not permanently damage the mechanisms, which, as we know, is not a given for electronic systems. Another victory for the analogue world. But this isn’t the first time OMEGA has done this sort of work, because for many years OMEGA ran a secret cryogenic testing programme that for decades was shrouded in mystery and half-truths: the Alaska Project, horology’s very own Area 51.

"For many years Omega ran a secret cryogenic testing programme that for decades was shrouded in mystery and half-truths: the Alaska Project, horology’s very own Area 51."

CERTIFIED FOR SPACEFLIGHT

In 1964, a young NASA aerospace engineer called James H. Ragan was tasked with designing a programme for testing a range of watches for performance under the extreme conditions that they might encounter during spaceflight (and, ultimately, a lunar landing). Ragan asked several companies to supply chronograph watches, including, through its US distributor, OMEGA.

Ragan’s interrogation of the watches included a series of “Environmental Test Conditions”, including subjecting the timepieces to high temperatures, extreme pressure, high humidity, total oxygen atmosphere, shock, acceleration, decompression into a vacuum, vibration and acoustic noise, as well as low temperatures (very often in conjunction with another variable, such as high pressure). The cold tests involved taking the watches down to -18°C/-4°F for four hours, then warming them back up and testing and re-inspecting (not unlike the more rigorous tests commissioned by OMEGA Lifetime above). A parameter of -18°C/0°F might not seem that low compared to OMEGA Lifetime’s tests. After all, the temperature on the Moon’s surface can plummet to -200°C/-328°F; at the equator of Mars it can plunge down to -90°C/-130°F (-125°C/-193°F at the poles) and even the shaded side of an orbiting space vehicle can be -100°C/-148°F. For comparison the lowest temperature recorded in Antarctica is -89.2°C/-128.56°F; in January the inhabitants of Verkhoyansk in Siberia have to live with a bone-chilling average of -45°C/-49°F; in the same month, the Everest summit averages -36°C/-33°F, but can drop to -60°C/-76°F. (Remember, though, that a watch is unlikely to experience these excessively low temperatures in the real world – body heat and clothing modify the environmental conditions, so even if the mercury is way down, the watch is probably considerably warmer.) In fact, the Speedmaster had already shown it was capable of withstanding -18°C/0°F. In 1956, one of the watches was strapped on the outside of a Canadian Pacific Air line’s Douglas DC-6B that was flying the Polar Route to Amsterdam from Edmonton. After nine hours of exposure to the elements at up to 5,300m/17,500ft, including temperatures lower than -18°C/0°F, it was checked at Schiphol Airport by the captain and ground crew and found to be working perfectly. We’ll probably know the answer to the question about the choice of low temperature parameters decided for the NASA tests next year, when OMEGA and the Smithsonian release the results of their research into those pioneering watch trials in the early sixties. What we know for sure is that only the OMEGA Speedmaster passed all the Ragan tests with flying colours and it was designated “flight-qualified by NASA for all manned space missions” on 1 March 1965.

What is interesting is that NASA had not commissioned a bespoke watch designed for space exploration. It had bought the future ‘Moonwatch’ as what it designates a COTS (Commercial Off-The-Shelf) product – the exact same model the public could purchase.

Yet even before 1969’s Apollo 11, when the Speedmaster became the first watch worn on the moon when Neil Armstrong and Buzz Aldrin made their first steps on the lunar surface, Omega was determined to improve on their official NASA watch and to create the ultimate space timepiece. So, working directly with James H. Ragan, the engineer who oversaw all of the qualification procedures and tests at NASA, it created the top secret Alaska Project, a name that has created some confusion over the years. Space is cold and so is Alaska, but that is not why the name was chosen. It was simply a code name that Omega used internally at the time (and for all secret projects, even beyond the scope of NASA) in order to maintain confidentiality. It was designed to ensure the complete secrecy of the projects, as it was of utmost importance that its competitors (especially in the USA) would never know that OMEGA was working directly with NASA towards special projects and unique bespoke space watches. Furthermore, there was never one single Alaska Project, but a series of them, beginning in 1969, and numbered I-IV. The first phase took place during the era of regular Moon landings (and of NASA’s oft-stated ambition to land on the far, dark side of the Moon) and produced the world’s first watch with a polished titanium case. In 1970, the prototype Speedmaster Professional space watches gained a striking new edition – an oversized red aluminium ‘doughnut’ cover. The aluminium, with its low thermal conductivity, was designed to act as a shield against low and high temperatures and the red cover colour protected against certain wavelengths of radiation. With the dome in place the watch could stand ambient temperatures of -148°C/-234.4°F to +260°C/500°F, an astonishing functional range of more than 400 degrees Celsius. These watches also had a white dial to reflect radiant heat and a long white strap with Velcro fastening for fitting over a bulky spacesuit.

But public interest in the Moon waned. In December 1970, NASA cancelled the Apollo 18-20 missions due to budgetary constraints, which meant it no longer needed a dark-side-of-the-Moon watch and the project was shelved. So OMEGA’s Speedmaster ‘Moonwatch’ remained the only space-certified wristwatch.

In 2008, however, OMEGA introduced the Speedmaster Professional Alaska Project calibre 1861, with only 1970 pieces produced – in honour of the year of its design – and, as with the original model, this Alaska Project Limited Edition came with a red outer casing and an additional long white strap. It is now a much sought-after collectors’ piece. NASA had a slate of new missions that required accurate timings, including one that looked back at our own planet. Skylab (1973-79) was the first orbiting space station and as part of its scientific mission it housed the ETC (The Earth Terrain Camera), which consisted of a single high-resolution camera which used five-inch film and an 18-inch focal length lens designed to produce images (black and white, colour and infra-red) of our world. So part of the next NASA/OMEGA cooperation, which became known as Alaska II (1972 onwards) involved the design and vigorous testing of special OMEGA timing devices with a mechanical tuning fork movement, used to time code the ETC’s photographs. In fact, you can spot the OMEGA logo on the superimposed clock present on all official ETC photographs. At the same time, covert work continued on prototype space watches, still based on the Speedmaster Professional. Skylab gave way to the re-usable Space Shuttle and OMEGA was on board with that project, too. After all, the Shuttle programme called for EVAs or spacewalks to be a routine part of operations. An accurate, easy-to-read and operate chronometer was an essential requirement for those astronauts, so OMEGA produced another batch of innovative prototypes for NASA, including ones using the chronograph tuning fork movement used in the ETC. Under the Alaska IV project OMEGA worked on modifying Speedmasters with LCD displays, at one point supplying NASA with twelve "space-proofed" Speedmaster Professional Quartz reference ST186.0004 for testing in training on the shuttle. However, NASA had re-evaluated the Speedmaster Professional and once again it trounced the opposition. It was re-certified for the Space Shuttle and the first 56 were delivered to NASA in late 1978. It was difficult, it seemed, to improve on a classic.

"NASA had a slate of new missions that required accurate timings, including one that looked back at our own planet."

Difficult does not mean impossible, though, and research is still ongoing. In 1998, OMEGA gave us the titanium Speedmaster X-33 with quartz movement, a watch that is still a regular visitor to the International Space Station, and which drew directly on knowledge and techniques gained from the Alaska I-IV projects. When it was launched it was nicknamed the “Mars” watch, after NASA’s next big goal. After all these years in space, though, the Speedmaster Professional remains the only watch certified by NASA for use on Extravehicular Activity (EVA). That doesn’t mean the X-33 or something like it won’t be braving those 110°C/ 198°F temperature shifts (+20°C/68°F during the day, -90°C/-130°F at night is not uncommon) and savage dust storms of the surface of Mars. After all, none other than James H. Ragan, the Group Leader responsible for the original NASA tests which gave us the Moonwatch, has said: “I believe there will always be a requirement for a personal chronograph on all future manned missions. I also believe that when the first astronaut sets foot on the Martian soil the chronograph that will be worn will be an OMEGA.” Given this was the man who selected the Speedmaster for space all those years ago, you certainly wouldn’t bet against him being right.