ТАЙНА ЛУНЫ

Отрывок из выпуска OMEGA Lifetime Magnetic Edition


Автор: Клэй Дилоу 


Загадка происхождения Луны давно волнует ученых. Является ли спутник нашей планеты «осколком», возникшим в результате катастрофического столкновения с другим планетарным телом, или первичным объектом, зародившимся в недрах Солнечной системы? Возможно, ответить на этот вопрос помогут магнитные свойства лунного грунта.

Луна всегда притягивала человека, толкая к духовным и научным поискам, пробуждая поэтическое чувство и практический интерес.

Она следует строго определенным курсом по ночному небу, отмеряя дни, месяцы и времена года. Среди множества небесных тел, доступных для наблюдения с Земли, Луна — самый близкий, изученный в деталях ипо-прежнему непостижимыйобъект. На протяжениибольшей части своей историичеловечество исследовалоЛуну исключительно нарасстоянии. Ее происхождение и внутреннее устройство оставались неизвестными. Полвека назад астронавты миссии «Аполлон», побывавшие на Луне, помогли человечеству вплотную приблизиться к разгадке этой тайны. Впервые в истории на Землю были доставлены физические объекты с другого небесного тела — камни, не имеющие особых отличий от земных. Однако, прикоснувшись к прежде совершенно недоступной Луне, ученые получили новые загадки. До прилунения «Аполлонов» было известно, что у Луны отсутствует глобальное магнитное поле, отличающее планеты с действующими вулканами, такие как Земля. Но образцы грунта, доставленные астронавтами, рисовали картину совсем другой Луны — активного планетарного тела с мощным магнитным полем, бесследно исчезнувшим несколько миллиардов лет назад. С тех пор прошло более 40 лет, и, хотя ученые до сих пор не имеют однозначного объяснения утраченного лунного магнетизма, некоторые факты уже удалось установить.

«Что это, планета с собственной геологической историей или скопление космической пыли?»

Бенджамин Вайсс, профессор планетологии

ЛУННОЕ ДИНАМО

«Основной вопрос в изучении Луны на сегодняшний день таков: является ли Луна телом планетного типа — таким, как Земля и Марс, — или первичным объектом, реликтом времен формирования Солнечной системы? — рассуждает доктор Бенджамин Вайсс, профессор планетологии Массачусетского технологического института (MIT). — Что это, планета с собственной геологической историей или скопление космической пыли?»

Если планетологи сумеютответить на этот вопрос, то приблизятся к тайнепроисхождения Луны. Согласно господствующей теории, Луна и Земля состоят из общего космического вещества, и Луна является фрагментом Земли, оторванным от неестолкновением с массивнымобъектом на начальном этапе существования Солнечнойсистемы, когда шло ееактивное формирование.Альтернативная теорияутверждает, что Луна образовалась самостоятельно в другой области Солнечной системы и, подобно астероидам, представляет собой скопление материи, приближенное к Земле силой притяжения. Если у Луны когда-то было глобальное магнитное поле — и горячее расплавленное ядро, обязательное условиепланетарного магнетизма, —это стало бы веским аргументом в пользу версии столкновения. Определенность в этом вопросе углубит наше понимание истории собственной планеты и процесса формированияСолнечной системы. Доставленные космическими кораблями «Аполлон» намагниченные образцы сначала озадачили ученых. Земля генерирует глобальное магнитное поле, поскольку движение расплавленнойпороды вокруг внешнего ядра нашей планеты создает аналог динамо-машины. Луна значительно меньше Земли, вследствие чего аналогичное внутреннее динамо, если оно и было у нее на заре существования, должно было быстро остыть, замедлиться и постепенно перестать вращаться. Еще больше удивило ученых, что магнитное поле Луны являлось весьма сильным. Судя по образцам лунного грунта, когда-то Луна создавала такое же сильное магнитное поле, что и Земля, хотя наш спутник слишком мал для этого! В течение десятилетий, последовавших за лунными экспедициями, ученые не переставали искать решение этой проблемы. Они выдвигали теории, объясняющие, каким образом лунное динамо могло бы работать на сотни миллионов лет дольше, чем это возможно согласно традиционной модели. Кроме того, велись поиски иных объяснений происхождения магнетизма, например такие: удар астероида мог создать временное магнитное поле, достаточно сильное, чтобы намагнитить расплавленное лунное вещество, пока оно остывало и превращалось в твердую породу. Лишь в последние годы ученые, вооруженные новыми приборами, методами исследования и данными, смогли продвинуться в этом направлении. Оказалось, что ключ к разгадке лунного магнетизма — это измерение времени.

УДАРНАЯ ТЕОРИЯ»: ТОЧНОЕ ПОПАДАНИЕ

С 2006 года Вайсс с коллегами приступил к повторному анализу доставленных миссиями «Аполлон» образцов с помощью новых, более совершенных инструментов. Ученые хотели обнаружить факты, свидетельствующие не только о месте формирования лунного грунта, но и о том, сколько времени ушло на его остывание и отвердение.

«Измерение времени имеетопределяющее значение в этом отношении, — заметилВайсс. — Чтобы узнать историю магнитного поля, необходимо датировать породу. Это принципиальный момент — изучение намагничиваниягрунта в комплекте датированием, отвечающим на вопрос о том, когда этот грунт сформировался». Измерение времени позволило команде ученых детализировать историю лунных образцов и пошатнуть основы теории происхождения лунного магнетизма вследствие удара астероида или метеорита. Технологии, недоступные исследователям эпохи «Аполлонов», позволили команде Вайссаидентифицировать камни,остывавшие в течение нескольких дней, месяцев и даже тысячелетий — намного дольше, чем на поверхности Луны могло сохраниться любое «наносное», созданное воздействием астероида магнитное поле. Чтобы эти медленно остывающие камни оставались намагниченными,поле должно было существовать в течение длительного времени — для некоторых образцов тысячи лет. Следовательно,миллиарды лет назад у Луны действительно было собственное динамо, подобное земному. Но как оно могло создавать такое сильное поле? «Мы не вполне понимаем, как планеты создают магнитные поля, — говорит Вайсс. — Судя по всему, поле у Луны было, но как она, такая маленькая, поддерживала его настолько сильным, мы пока не знаем. Действительно, очень странно! Эта тайна еще не раскрыта». Тем не менее, наличие динамо свидетельствует, что в истории Луны был период, когда она имела горячие недра и геологическую активность. «Это решающее свидетельство в пользу теории происхождения Луны в результате столкновения», — утверждает ученый. Вопрос важен не только для изучения Луны, но и для углубления наших знаний о собственной планете. Теперь очевидно, насколько похожи Земля и Луна — и как далеко развело их время. «Земля и Луна возникли как одно целое, они являются двумя фрагментами единого первичного объекта, — подытоживает Вайсс. — Поразительно, насколько разными путями шла их эволюция. Это заставляет еще острее осознать всю уникальность нашей планеты».

«Земля и Луна возникли как одно целое, они являются двумя фрагментами единого первичного объекта».

Бенджамин Вайсс, профессор планетологии

НАШЕ КОСМИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

С 1962 года OMEGA напрямую причастна к освоению космоса. Став первыми часами, побывавшими на Луне, в 1969 году хронограф Speedmaster заслужил право называться "лунными часами" – Moonwatch.

Узнать больше

ЧИТАТЬ БОЛЬШЕ

НЕПОБЕДИМОЕ СОВЕРШЕНСТВО

Магнетизм… На борьбу с этой силой у часовщиков ушло целое столетие. Master Chronometer компании Omega выводит искусство создания безупречно точных часов на качественно новый уровень.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ

MOON MYSTERY

An extract from OMEGA Lifetime Magnetic Edition


By Clay Dillow 


The genesis of our Moon has always mesmerised science.Is it the celestial child of a cataclysmic collision with another planetary body, or is it a primordial object born in the dawn of our solar system? Magnetic lunar rock might hold the answer.

The Moon has always held a special attraction for humans, a magnetism which is both spiritual and secular, poetic and practical.

Anchored in the night sky, its phases marking the passage of days, months, and seasons. Among themany celestial bodies visible from Earth, the Moon has always been the closest to us, otherworldly yet familiar. Throughout most of human history it could be easily seen but not touched, its composition and origins a complete mystery. Half a century ago, Apollo astronautsreturning from the lunar surface punctured that mystique, bringing back the first physical artefacts from another planetary body: rocks, not so very different from the rocksfound on Earth. But by placing the once-untouchable Moon in the palm of scientists’ hands, those same rock samples also gave rise to new lunar mysteries. Prior to the Apollo landings, planetary scientists knew the Moon lacked the kind of global magnetic field characteristic of evolved, volcanic planets like Earth. But the rock samples brought back by astronauts told a very different story – that of a dynamic Moon, with a strong global magnetic field that had inexplicably vanished billions of years before. More than four decades later, researchers are still unravelling the mystery of the Moon’s lost magnetism, and they may finally be zeroing in on some answers.

“Is it a planet with its own geological history or is it really just a conglomeration of space dust?”

Dr Benjamin Weiss, Professor of planetary sciences

THE LUNAR DYNAMO

“The big question still driving lunar science today is: To what extent is the Moon a body like a planet – an evolved planet like Earth or Mars – and to what extent is it a kind of primordial object, a relic from the formation of the solar system?” asks Dr Benjamin Weiss, a professor of planetary sciences at the Massachusetts Institute of Technology (MIT). “Is it a planet with its own geological history or is it really just a conglomeration of space dust?”

For planetary scientists, the answer could shed light on the very origin of the Moon itself. The leading theory for the Moon’s beginnings positsthat the Moon and the Earth are made from the same celestial fabric,the Moon having been shorn from the Earth by a massive celestial collision during the solar system’s chaotic early existence. A competing theory says the Moon formed elsewhere in the solarsystem, an accretion of matter more akin to an asteroid which simply got caught in Earth’s gravity. The presence of a global magnetic fieldon the Moon – and the hot, molten history associated with that magnetism – would lend more weightto the collision theory, strengthening our understanding of our own planet’s history and the formation of the early solar system. But the magnetised Apollo samples initially puzzled scientists. The Earthgenerates its global magnetic field via the motion of molten rock sloshing around the outer core of theplanet, creating what’s known as a dynamo. But the Moon’s small sizerelative to the Earth dictates that any dynamo that existed in the Moon’s early history would havequickly cooled, slowed, and eventually ceased churning. Scientists were further stumped by the field’s relative strength. Measurements of the Apollo rocks indicate that the Moon at one point produced a magnetic field as strong as the Earth’s. But the Moon’s diminutive size – and far smaller dynamo – relative to its neighbour should have resulted in a far weaker magnetic field. In the decades following the Apollo era, scientists continued to mull over the problem. Some explored theories as to how a lunar dynamo might have powered itself for hundreds of millions of years beyond what conventional models considered possible. Others sought alternative explanations for the magnetism itself, theorising that asteroid impacts in the Moon’s surface could have created temporary magnetic fields strong enough to magnetise molten lunar material as it cooled into rock. Only in the last several years have scientists, armed with new tools, techniques, and data, found ways to move the investigation forward. And, in the hunt for the Moon’s lost magnetism, it turns out that timing is everything.

IMPACT THEORY

Starting in 2006, Weiss and some colleagues began re-examining the Apollo rocks with new, more sophisticated instruments in an effort to better understand their history – not only when they formed, but how long it took them to cool and solidify.

“Central to this whole thing is timing,” he says. “If we want to know the history of the magnetic field, we have to date the rock. That’s a reallyimportant part of our whole approach: combining the magnetisation of the rock with chronometry, which tells us when therock formed.” That chronometryallowed the team to build a more detailed history of the lunar samples,and to shake the foundation of the ‘impact theory’ for Moon’s magnetism. Using technologies unavailable to scientists during theApollo era, the team was able to identify rocks that had cooled over the course of days, months, and even thousands of years – far longer than any fleeting, impact-relatedmagnetic field could have persisted at the lunar surface. For these slow-cooling rocks to remain magnetised,the magnetic field must have been present for an extended period – forthousands of years, in some cases – suggesting the Moon indeed possessed a dynamo like the Earth’sbillions of years ago. But how did the dynamo produce such a strongmagnetic field? “The reason we study this is [because] we don’t really understand in detail how planets generate magnetic fields,” Weiss says. “It does seem like it had one, but the Moon is also so small that we can’t figure out how it could generate such a strong field. It’s a real mystery, and it’s also one of the reasons people doubted this in the beginning, because it’s so strange. It remains strange.” Nonetheless, the presence of a dynamo indicates that the Moon enjoyed a hot, dynamic geological history, a “critical test of the impact origin theory of the Moon’s origins,” he says. That’s not just significant for the study of the Moon, but for our understanding of the Earth as well, bringing into sharp focus how similar the Earth and the Moon likely are – and how they’ve diverged over time. “The Earth and the Moon appear to be the same, they are two pieces of the same primordial object,” Weiss says. “It’s fascinating to see how differently they evolved, based on what’s happened to them since. It underscores how special the Earth really is.”

“The Earth and the Moon appear to be the same, they are two pieces of the same primordial object.”

Dr Benjamin Weiss, Professor of planetary sciences

OUR SPACE LEGACY

Since 1962, OMEGA has been on-hand – literally – as astronauts explore space. Its status as the first watch on the Moon earned the Speedmaster its nickname in 1969: the Moonwatch.

Read more

MORE CONTENT

IRRESISTIBLE RESISTIBLES

Lifting the curse of magnetism has been the quest of a century of watchmaking. With the Master Chronometer, Omega has infused a whole new allure in the art of timepiece precision.

SEE MORE